Игорь Рождественский: о разрывах между индустрией и университетами, технологическом трансфере и новом «поле возможностей» для студентов

Дата публикации: 13.11.2014
Эксперт по трансферу технологий и работе со стартапами, один из спикеров курса семинаров «Подготовка технологических брокеров», организованного ОАО «РВК», Университетом ИТМО и Европейским университетом, директор Бизнес-инкубатора «Ингрия» Игорь Рождественский рассказал об основных проблемах технологического трансфера в России, их возможном решении и о «поле возможностей», которое необходимо создавать для молодых специалистов российских вузов.

Эксперт по трансферу технологий и работе со стартапами, один из спикеров курса семинаров «Подготовка технологических брокеров», организованного ОАО «РВК», Университетом ИТМО и Европейским университетом, директор Бизнес-инкубатора «Ингрия» Игорь Рождественский рассказал об основных проблемах технологического трансфера в России, их возможном решении и о «поле возможностей», которое необходимо создавать для молодых специалистов российских вузов.

– Каковы, по вашему мнению, основные препятствия для  развития технологического трансфера в нашей стране (технологический трансфер – процесс, целью которого является распространение и продвижение на рынок инновационных продуктов и технологий – прим. ред.)?

– Технологический трансфер в России, как правило, сталкивается с несколькими проблемами. Первая и основная – это большой разрыв между индустрией и университетами. В советское время существовали отраслевые институты, которые внедряли разработки научных учреждений в промышленность. Сейчас это в прошлом, а новый механизм трансфера технологий в постсоветской России пока не сформировался. Во-вторых, российская индустрия, исключая сферу IT, не очень восприимчива к инновациям. Такая атрофия интереса произошла во многом из-за внушительной государственной поддержки отечественного производителя, которая снижает влияние конкуренции. Еще одна важная проблема связана со сложностью оценки интеллектуальной собственности, которую необходимо провести, прежде чем ставить ее на баланс. Некорректная оценка может в дальнейшем привести к очень неприятным последствиям. Этого можно избежать, внеся поправку в законодательство, которая позволит передавать эту собственность из университетов во владение отдельной компании, созданной университетом. Такая схема обеспечит более эффективный подход в оценке и коммерциализации интеллектуальной собственности в процессе технологического трансфера. Решением всех этих вопросов мы и занимаемся в рамках большого проекта ОАО «РВК», в котором «Ингрия» взяла на себя роль координатора взаимодействия между индустрией и научным сообществом. 

– А как решить обозначенную вами проблему разрыва между индустрией и вузами?

– Разрывы в коммуникации между индустрией и университетом устраняются, в первую очередь, с помощью общения, наличия неформальных связей. В зарубежных странах, например, большинство профессоров в области инженерии работают по контрактам консультантами в промышленных компаниях, а представители отрасли приходят в университет на профессорские ставки. Поэтому обе стороны очень хорошо понимают друг друга. Любой бизнес – это три потока: коммуникаций, транзакций и продукта. Первичен, конечно же,  –  коммуникативный. Ведь когда планируется какая-то сделка, не организация договаривается с организацией, а человек – с человеком. Персональный контакт очень важен в силу того, что при личном общении рождается доверие к партнеру, а далее – сотрудничество. Модель системы технологического трансфера, которую Бизнес-инкубатор «Ингрия» и ОАО «РВК»  разработали для вузов, основана на этой простой истине.

– Вы также упомянули про пассивность индустрии в отношении инноваций на российском рынке. А есть ли исключения?

– Мы с коллегами заметили очень интересную тенденцию в современном бизнесе: есть определенный круг компаний, которые серьезно заинтересованы в контактах с разработчиками. Это средние компании, выросшие из мелких. Крупные игроки на рынке не проявляют такого интереса, так как они либо обходятся своими силами, либо не видят необходимости в инновационном развитии. Правда, ввиду нынешней геополитической ситуации крупным компаниям тоже придется шевелиться. Мелкие же компании не нуждаются в разработчиках, потому что такая организация только стартовала и ей хватает инерционной силы начальной команды разработчиков. А вот для средней компании жизненно важным является расширение линейки продуктов и привлечение новых клиентов. Для этого нужны новые технологические решения, новые разработчики.

– Всем ли научным сотрудникам нужно постоянно взаимодействовать с бизнесом?

– Ни в коем случае нельзя всех научных сотрудников обязать заниматься инновациями и коммерциализацией своих идей. Есть исследования в области фундаментальной науки, которые в долгосрочной перспективе и питают инновации. Сейчас в мире ощущается нехватка новых результатов в области фундаментальных исследований. Поэтому очень важно в погоне за инновациями не забывать про базовые, традиционные направления. Ведь мы не можем предугадать, из чего выйдет новая технологическая революция.

– Заинтересовано ли молодое поколение в обучении основам технологического трансфера?

– Это вопрос, который меня тоже очень интересует. В настоящий момент мы с коллегами занимаемся разработкой программы технологического трансфера для студентов и магистрантов. В рамках этой работы был проведен очень любопытный мониторинг сайтов вузов по облакам различных понятий и их наложений. Выяснилось, что облако слов, связанное с трансфером технологий, практически не перекрывается с облаком слов, связанных со словом «маркетинг». Это косвенно подтверждает гипотезу о том, что как таковой ориентации на коммерциализацию технологий в вузах нет. Проанализирована примерно тысяча сайтов. Стоит отметить, что сайт Университета ИТМО по результатам мониторинга занимает одну из лидирующих позиций по частоте обращения к проблеме трансфера технологий.

– Какие важные проекты ждут участия студентов?

– Сейчас мы запустили совместно с Университетом ИТМО и Политехническим университетом проект «Demola SPb», в рамках которого студенты решают задания из кейсов, полученных нами от наиболее заинтересованных представителей среднего бизнеса. Одна из причин появления этого проекта состоит в том, что мы чувствуем определенную необходимость в организации «поля возможностей» для молодых специалистов в России, на котором они смогут проявлять свои таланты, удовлетворять амбиции. Такое «поле» – точка притяжения и для наших молодых людей, и для молодежи других стран. Очень важно и нам самим воспринимать Россию как место, в котором интересно жить и работать.

Пресс-служба Университета ИТМО