Три кита предпринимательского вуза: как построить инновационную инфраструктуру

Дата публикации: 18.05.2015
По статистике, именно молодые специалисты чаще всего становятся генераторами прогрессивных идей и проектов. Чтобы фраза «Я открыл свой бизнес в студенческие годы» стала не исключением, а правилом, ведущие университеты России стремятся стать центрами предпринимательского развития. 16 мая представители Университета ИТМО, Высшей школы экономики и МГУТУ им. К.Г. Разумовского обсудили, как сделать университет предпринимательским.

«С вузами всегда ассоциируются научные исследования и результаты фундаментальных изысканий, – считает директор программы развития НИУ ВШЭ Ирина Карелина. – Однако многим давно стало понятно, что польза высшего учебного заведения не исчерпывается наличием важных образовательных и научных достижений. Современный университет должен быть нужен городу и людям как структура, которая производит полезные обществу продукты, меняя окружающую потребительскую, социальную и другие среды. Создавать такие вузы очень сложно, но необходимо. Сейчас в России ведется серьезная системная работа по формированию предпринимательской среды в университетах, однако успех снискали лишь единицы в том числе Университет ИТМО».

Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев рассказывает, что первые шаги в сторону предпринимательской модели развития вуз предпринял в 2004 году. Тогда специалисты университета хотели сделать «как в Кремниевой долине». Однако, несмотря на большой соблазн построить инновационную систему вуза, подсмотрев у Запада, это не сработает, предупреждает ректор. Далеко не все зарубежные инициативы приживутся на российской почве, поэтому все идеи должны пройти адаптацию. Тем не менее, отказываться от совместных проектов и возможности учиться у тех, кто занимается этим не первый год, не стоит.

Один из китов, на котором базируется система предпринимательского вуза, – это  проведение прикладных научных исследований.

«Важно осуществлять форсайтные исследования, – делится Владимир Васильев. – Не только думать о процессе производства какого-либо продукта, но и заранее проанализировать возможности выхода на мировой рынок. Например, ученые нашего университета, оценивая активность научных публикаций, понимают, какие направления наиболее актуальны в мировом сообществе, и предлагают решения, имеющие значительный коммерческий потенциал».

Второй принципиально важный пункт касается создания предпринимательской среды, ориентированной на студентов и молодых специалистов. Руководство вуза, считает ректор Университета ИТМО, должно всячески содействовать реализации инициатив обучающихся, помогать пробудить в них исследовательский интерес и предпринимательскую жилку. На данный момент в университете функционирует ряд организаций, которые созданы по инициативе студентов и руководятся ими: ФабЛаб Технопарка Университета ИТМО, студенческая научная лаборатория оптотехники, лаборатория «ОЛИМП». Проводится работа со школьниками, которые пробуют себя в инновационной деятельности в рамках ежегодного конкурса «Школьный патент».

Создав в вузе благоприятную предпринимательскую среду, необходимо развивать акселерационные программы и продвигать образовательные инициативы. Молодым предпринимателям, многие из которых еще студенты, на первых этапах реализации идеи особенно важны советы экспертов и финансовая поддержка. Такую помощь можно получить в бизнес-инкубаторах, которые должны формироваться на базе вуза. Акселерационные программы подразумевают развитие идеи до результата, который можно представить потенциальным инвесторам. Университет ИТМО поддерживает создание малых инновационных предприятий, становясь одним из учредителей компаний.

«Как правило, студенты или молодые специалисты, которые начали заниматься разработкой продукта, сами просят, чтобы университет стал дольщиком. Это дает им определенный статус в глазах инвестора, к тому же к проектам под вузовским патронажем проявляется больше доверия», – говорит Владимир Васильев.

Вуз, который хочет быть по-настоящему предпринимательским, должен всячески показывать своим студентам, что они могут реализовать свой потенциал в стенах родного университета, считает ректор Университета ИТМО. С этой целью проводятся факультативы, организуются специальные школы и центры развития личности, которые формируют «мягкие навыки» у студентов или собирают менеджеров, экономистов и разработчиков в междисциплинарные команды.

«Предпринимательский вуз не должен зацикливаться исключительно на себе и своих студентах, – делится начальник отдела маркетинга инновационной деятельности Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Екатерина Егошина. – Нужно хорошо представлять, что происходит в других университетах и в бизнесе, распространять сеть взаимодействий далеко за пределы стен учебного заведения и даже страны».

«Безусловно, многое зависит от тех людей, которые занимаются развитием инновационной экосистемы в вузе. Поэтому, помимо каких-то концептуальных вещей, нужно ответственно подходить к вопросам рекрутинга. Ведь именно от профессионализма этих людей зависят конечный результат и сроки воплощения всей работы», – резюмирует начальник Управления стратегического развития Университета ИТМО Марианна Чистякова.

Пресс-служба Университета ИТМО