Как развивать электронное правительство в регионах?

Дата публикации: 03.06.2015
Одна из задач, которую выполняют информационно-коммуникативные технологии в правительственном секторе – развитие электронного правительства. Заместитель начальника отдела реализации прикладных программ и межведомственного электронного взаимодействия администрации Липецкой области Ирина Воронина рассказывает об особенностях построения электронного правительства в регионах и разработанной ею во время обучения на кафедре УГИС Университета ИТМО информационной системе.

– У вас значительный стаж работы в органах власти. Что побудило пойти учиться вновь и почему вы выбрали кафедру управления государственными информационными системами Университета ИТМО?

– Действительно, до того, как заняться развитием электронного правительства Липецкой области в 2010 году, я работала в налоговой инспекции и в пенсионном фонде. Приобретенные там компетенции вкупе с двумя высшими образованиями – техническим и экономическим – позволяли мне успешно справляться со всеми задачами. С некоторыми преподавателями кафедры УГИС я познакомилась еще в 2011 году, когда проходила курсы по повышению квалификации, где и обменялась контактами с коллегами. О появлении новой образовательной программы узнала от них. Становиться ли вновь студенткой, я думала в течение двух лет: все-таки моя должность ограничивает количество свободного времени. Однако позже решила принять участие в конкурсе портфолио, успешное прохождение которого и обеспечило мое поступление на кафедру. Теперь у меня есть третье образование в сфере управленческой деятельности, которое мне кажется очень полезным для дальнейшего развития информатизации Липецкой области и моего профессионального роста. Быть исполнителем работы – это одно, но сейчас мне как заместителю начальника отдела необходимо не просто выполнять задачи, но и думать на перспективу.

– Что показалось особенно полезным в пройденном курсе?

– Хочется отметить сильную теоретическую основу магистерской программы, которая грамотно преподается и состоит из актуальной информации. Так как я продолжала работать и училась, можно сказать, дистанционно, я могла сразу применять знания на практике. Это не только расширило мой кругозор, но и позволило мыслить стратегически. Полученную во время обучения информацию я распространяла среди коллег на курсах повышения квалификации, где преподаю. Наиболее значимыми для меня были такие предметы, как «Архитектура предприятия», «Управление информационными технологиями на предприятии», «Методология организации проектирования и разработки информационных технологий», «Управление программами и проектами развития информационного общества». Рассказывали нам и про основы построения электронного правительства. Несмотря на то, что эта тема мне знакома не понаслышке, курс для меня как для практика был достаточно полезен. В рамках занятий мы встречались с представителями госучреждений, которые развивают электронное правительство в Санкт-Петербурге и Ленобласти. В ходе общения и дискуссий с ними у меня была возможность сделать некоторые важные для своей работы выводы, оценить достоинства и недостатки наших информационных систем в сравнении с другими регионами.

Уникальность кафедры состоит в том, что сами преподаватели тесно связаны с практикой. Часто организуют семинары и конференции, на которые стараются пригласить интересных спикеров. У студентов кафедры есть возможность участвовать в реализации проектов и получать определенные навыки.

– Есть ли различия между построением электронного правительства в регионе и в мегаполисе?

– Конечно, в основе одни и те же федеральные законы и нормативные акты, что определяет единый вектор развития, однако каждый регион решает задачи по-своему. Архитектура, различие информационных систем – подходов здесь предостаточно. В петербургском ИАЦ (Информационно-аналитический центр), например, в основе структуры электронного правительства находится единая платформа, с которой работают все органы власти в рамках предоставления госуслуг и организации межведомственного электронного взаимодействия. Мы же развиваем ведомственную информатизацию, где в каждой сфере своя информационная система. Везде есть свои плюсы и минусы.

Сравнивать непросто: то, что выполняют в глобальном подведомственном подразделении сотни человек, в Липецкой области делают несколько десятков сотрудников. Собственных программистов, как в ИАЦ, у нас нет, поэтому мы разрабатываем архитектуру информационной системы, готовим техническое задание и объявляем конкурс на ее создание или развитие. Впрочем, компактность нашего управления не мешает нам работать на высоком уровне: с 2010 года мы входим в число лидеров по итогам всероссийского мониторинга региональных электронных правительств. Мы продолжаем совершенствоваться, разрабатывать новые информационные системы, в числе которых результат моего диссертационного исследования.

– Расскажите подробнее об этой работе, пожалуйста.

– Тема моей диссертации – разработка механизмов координации мероприятий по информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ) в органах власти в Липецкой области. При поступлении я сразу решила, что моя выпускная квалификационная работа должна быть практической направленности. В результате на основе моих научных изысканий мы создали информационную систему по учету всех ИКТ, которая также позволяет полностью автоматизировать процессы планирования мероприятий по информатизации. Так, например, если один из органов власти решит закупить новую технику, мы об этом узнаем. Без согласования с нашим отделом он финансирования не получит, что позволяет эффективно распределять средства на информатизацию региона. У нашей разработки есть аналоги в системе информационного учета, отдельно – в системе планирования. Однако объединение этих двух составляющих в одном само по себе уникально. Каждый план мероприятия по информатизации привязан к объекту учета, указываются результаты всех действий, что, опять же, значительно облегчает управление сложными процессами межведомственного взаимодействия. Наша система ни в коем случае не сток для информации – напротив, все данные структурированы для дальнейшей аналитической обработки.

Разработанная система учета ИКТ была на опытной эксплуатации в Липецкой области с начала года. Полностью сдать ее в работу не было возможности, ведь исполнительные органы государственной власти работают исключительно по нормативно-правовым актам. Неделю назад утвердили сформулированное мною постановление, где прописаны все обязательства органов власти в рамках координации мероприятий по информатизации, правила подготовки планов информатизации и отчетов об их исполнении. Теперь мы начнем обучение госслужащих, которым вскоре придется работать с новой информационной системой.  

– Есть ли идеи для дальнейшего развития системы электронного правительства в Липецкой области?

– Да, без работы мы точно не останемся. Во всех регионах требуется обеспечить переход на новую версию межведомственного электронного взаимодействия – СМЭВ 3.0. Сейчас в нашем регионе к СМЭВ подключены шестнадцать ИС, так что работа предстоит грандиозная. Сфера информатизации, по моему мнению, одно из наиболее перспективных направлений работы. Она требует постоянного совершенствования как личностных и профессиональных навыков, так и разрабатываемых информационных систем. Если ИС не развивать, то через некоторое время она просто перестанет быть жизнеспособной.

Пресс-служба Университета ИТМО