Физики из Университета ИТМО опровергли сенсационное открытие британских ученых

Дата публикации: 31.08.2015
Недавнее открытие ученых из Кембриджа, получившее широкую огласку благодаря сенсационным заявлениям британских ученых о том, что им якобы удалось разгадать последнюю загадку теории электромагнетизма, оказалось не более чем псевдонаукой, выяснили ученые из лаборатории «Метаматериалы» в сотрудничестве с иностранными коллегами.

Исследование британских ученых, в котором говорилось о возможности уменьшения антенн в электронных устройствах до рекордно маленьких размеров, было опубликовано в престижном научном журнале Physical Review Letters. В работе ученые заявили о том, что им удалось открыть истинную природу электромагнитного излучения в диэлектрических антеннах.

Как сообщила пресс-служба Кембриджского университета, британским исследователям удалось выяснить, что электромагнитное излучение в антеннах вызывается не только лишь движением электронов, но также феноменом, известным как нарушение симметрии электрического поля, которое исходит от антенны. Согласно официальному сообщению университета, с прикладной точки зрения открытие могло бы привести к уменьшению антенн до размеров, которые позволят интегрировать их внутрь электронных схем.

Работа была замечена международной группой ученых из Университета ИТМО, Австралийского национального университета и университета Аалто в Финляндии. Оказалось, что статья британских ученых, которая на первый взгляд может показаться серьезным научным трудом, на деле содержит большое количество ошибок и неточностей, идущих вразрез с общеизвестными фактами из электродинамической теории.

Собрав все факты воедино, группа, в которую вошли руководитель лаборатории «Метаматериалы» Павел Белов, а также руководитель отделения диэлектрической нанофотоники лаборатории Александр Краснок, подготовила комментарии к оригинальной статье, которые тут же были приняты к публикации журналом Physical Review Letters – тем же журналом, в котором вышла оригинальная статья ученых из Кембриджа.

«Целый ряд весьма сенсационных заключений, сделанных учеными из Кембриджа, не выдерживает критического анализа и с легкостью находит опровержение в актуальной тематической литературе. – делится один из авторов комментариев, профессор университета Аалто Константин Симовский. – В частности, в работе говорится о том, что излучать электромагнитные волны может только несимметричная антенна, или что эффективность резонатора выше, если его симметрия нарушена – все эти выводы абсолютно недостоверны и могут ввести в заблуждение неопытного читателя».

Сложившаяся ситуация вновь поднимает вопрос качества процедуры рецензирования статьей в научных журналах. Авторы комментариев выражают беспокойство касательно того, как в текущее время проводится процедура рецензирования.

«Сейчас в качестве рецензентов научных журналов выступают представители научного сообщества, квалификации которых зачастую недостаточно, чтобы правильно оценить публикуемый материал,  – говорит заведующий лабораторией «Метаматериалы» Университета ИТМО Павел Белов. – Основная задача рецензентов сводится к тому, чтобы пропустить в печать интересную статью на популярную тему, в то время как истинная новизна и корректность представленных результатов проверяются плохо».

Авторы комментариев являются признанными экспертами в области разработки диэлектрических наноантенн для оптического и СВЧ-диапазонов. На счету у физиков множество оригинальных и обзорных исследовательских статей на тему диэлектрической нанофотоники, а также патентов на изобретения и полезные модели.

В частности, некоторое время назад Александр Краснок разработал и получил патенты на сверхнаправленную оптическую диэлектрическую наноантенну, а также наноантенну типа Яги-Уда (наноаналог хорошо известной антенны, используемой для приема телевизионного сигнала и по-прежнему украшающей крыши многих домов).

Диэлектрические наноантенны представляют собой перспективную альтернативу антеннам на основе металлических наночастиц. Благодаря малым потерям, связанным с рассеянием излучения в оптическом диапазоне, диэлектрические наночастицы идеально подходят для эффективного контроля и управления электромагнитными полями в нанометровом масштабе. Кроме того, диэлектрические наноантенны демонстрируют и другие экзотические свойства, отсутствующие у металлических аналогов – было показано, что диэлектрические наночастицы открывают возможности конструирования наноантенн, у которых одновременно присутствует регулируемый электрический и магнитный отклик.

Дмитрий Мальков,