Руководитель лаборатории МЭС: как создать в университете среду для реализации НТИ

Дата публикации: 27.05.2016
Современные отечественные вузы все больше ориентируются на концепцию Университетов 3.0 и 4.0 в своем развитии. Согласно им, учебные заведения, основная роль которых ранее заключалась в обучении студентов и ведении научно-исследовательской деятельности, становятся еще и центрами генерации инноваций и их выведения на рынок. Концепция 4.0 подразумевает также социальную ответственность вуза – его роль в развитии региона. С этой идеей также коррелирует Национальная технологическая инициатива, заключающаяся в создании новых перспективных рынков, которые к 2035 году обеспечат России лидирующие позиции в мире. Под существующие реалии подстраиваются и научные подразделения университетов, которым необходимо не просто заниматься исследованиями, но и коммерциализировать свои разработки. Своими мыслями о том, в чем трудности продвижения результатов работы лабораторий на рынок и как создавать на базе вуза «университет будущего», делится руководитель международной лаборатории «Механики и энергетических систем» (МЭС) Павел Булат.

Текущее положение дел с коммерциализацией результатов R&D (НИОКР) университетов

Традиционные претензии к университетам и созданным при них МИП-ам связаны с тем, что они «проедают» выделяемые субсидии и гранты, не занимаясь при этом поисками рынка сбыта и коммерциализацией результатов. Следует признать, что такие упреки отчасти справедливы, поэтому лаборатория МЭС активно ведет прикладные исследования, имеющие перспективу скорейшего внедрения в производство или претендующие на прорыв в каком-то направлении. Партнерами в этом выступают крупные и средние промышленные предприятия – например, известный производитель авиационного оборудования и программных систем, петербургская фирма «Абрис». Индустриальные партнеры формируют технические задания и осуществляют подготовку производства. Сами разработки ведутся в сотрудничестве с тремя университетами Великобритании и несколькими инжиниринговыми фирмами Сколково. Количество партнеров и объем кооперации постоянно растет.

В защиту университетов и МИПов можно сказать, что для коммерциализации результатов НИОКР в России отсутствует рынок. Потребителями должны выступать промышленные предприятия, но коммерческое производство в России сегодня практически отсутствует. А общий объем всего производства, включая оборонный сектор, примерно равен объему производства Австралии, население которой составляет 18 миллионов человек. Исключением является рынок IT и CAD, на котором наши университеты традиционно сильны и периодически получают заказы от зарубежных фирм.

На сегодняшний день основной ударной силой российской прикладной науки остаются отраслевые институты, в числе которых ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЦНИИМаш и так далее. Это объясняется двумя основными факторами: наилучшей оснащенностью отраслевых институтов и их непосредственной вовлеченностью в процесс создания новой техники и технологий. Эти НИИ напрямую получают заказы и от госкорпораций, и от государства в лице Министерства Обороны. Неплохо оснащенные институты РАН производят в основном научные статьи. В прикладных исследованиях и создании новых технологий они почти не участвуют.

Как создать в университете лучшую среду для удовлетворения целей НТИ

Уступая отраслевым НИИ по оснащенности и вовлеченности в вертикально интегрированные государственные заказы, университеты, тем не менее, обладают важным преимуществом: постоянным притоком свежей крови в виде студентов, полных идей и желания себя проявить. Таким образом, имеется возможность непрерывного наращивания кадрового потенциала, и именно на это преимущество нужно делать акцент. Конечно, необходимо активно готовиться к появлению новых рынков. А для этого нужно перейти от «маркетинговых штучек» к анализу конкретных технологий, развития которых прямо сейчас требует реиндустриализация страны. Для выполнения этого необходимо возродить уровень преподавания классических инженерных специальностей. Недопустима ситуация, когда студент, закончивший вуз со званием инженера, ни разу в жизни не выточил ни одной детали, не сделал ни одного сварного шва.

Для появления талантливых студентов – будущих индустриальных лидеров – нужно модифицировать программу и для школьников. Многие предметные области, объявленные НТИ прорывными (транспортное машиностроение, космос), слишком сложны, чтобы их можно было освоить за время обучения в университете – этим нужно увлекаться с детства. По примеру существующих в университетах бизнес-акселераторов, помогающих молодым предпринимателям начать свое дело, можно на регулярной основе проводить тематические конкурсы проектов среди школьников.

Наиболее перспективные направления коммерциализации R&D

Самым привлекательным является сектор IT, сетевые технологии, игры, виртуальная и дополненная реальность. IT-проекты имеют на порядок меньший барьер входа, чем другие виды деятельности, легкую коммерциализуемость и доступ к частным инвестициям. В этой сфере нарождаются новые направления: беспилотные транспортные средства и летательные аппараты, домашние и бытовые роботы, а также распределенные системы автоматического управления ими, в том числе в масштабах всей страны с привлечением системы ГЛОНАС. Если же не ограничиваться только программированием, а уделить внимание микромеханике, применению новых легких материалов, то можно в ближайшие два-три года вырваться в лидеры.

Другим потенциально привлекательным бизнесом университетских лабораторий может стать разработка макетов, экспериментальных стендов, прототипов и демонстраторов технологий. Чтобы продать идею или разработку потенциальному заказчику, товар нужно представить «лицом» – продемонстрировать действующую модель. Многие заказчики руководствуются принципом «у меня есть справка, что я плохо слышу, зато я прекрасно вижу, так что заканчивайте рассказывать и начинайте показывать». Поэтому спрос в этой сфере ожидается весьма приличный.

Широкое поле деятельности для вузов открывается в сфере малой распределенной энергетики, smart-grid. Продукция в этой области слишком мелкая для индустриальных гигантов. Малые турбины, генераторы, автономные блоки, адаптированные под конкретного заказчика, вполне могут проектироваться небольшими коллективами при условии привлечения к работе «взрослых» конструкторских бюро. Для создания подобных изделий необходима стендовая база, готовые методики испытаний, специалисты по выпуску конструкторской и технологической документации. Все это может предоставить университет в виде научной лаборатории или студенческого конструкторского бюро. Выработку идей, коммерциализацию разработок лучше оставить за малыми предприятиями как более гибкой и открытой для финансирования другими институтами развития формой ведения бизнеса.

В более отдаленной перспективе могут появиться рынки разработок в области ЖКХ, городского хозяйства, утилизации и переработки мусора, экологического мониторинга. Сейчас же в основном сами субъекты рынка, которые могли бы заказывать подобные разработки, отсутствуют.

Игорь Волобуев,

Международная лаборатория «Механики и энергетических систем» Университета ИТМО